"Самопознание и развитие личности"

Впервые опубликовано 07.02.2003, существенные изменения от 28.10.2008.

Эволюция самосознания и развитие личности

Самосознание, или вычленение себя из внешнего мира, не дается человеческому индивиду изначально. Возникает оно в ходе развития сознания, приобретения им автономности и самоценности.

Можно выделить следующие ступени этого эволюционного процесса:

  • Овладение телом и речью (до 1 года)

Обучаясь совершать осознанные действия – брать, бросать, отдавать, перемещаться в пространстве, произносить слова, – малыш приобретает способность влиять на поведение окружающих.

  • Расширение сферы влияния (до 3 лет)

Настойчивые попытки производить действия без посторонней помощи, координировать их во времени говорят о зарождении мотивации. Едва овладев навыками самообслуживания, ребенок начинает активно защищать собственную автономность, обособляясь от своих попечителей. Впервые в его сознании выделяется такое понятие, как «Я».

  • Борьба за независимость (до 7 лет)

«Я сам!» – это девиз жизнедеятельности дошкольника, маркер границ его суверенной личности. Это пора конфликтов со взрослыми, когда маленький человек борется за право на осуществление собственных интересов и желаний.

  • Постижение себя в общении (до 12 лет)

Интенсивная коммуникация со сверстниками сначала в детском саду, а потом в школе производит значительный прорыв в формировании самосознания личности. В процессе дифференциации своего «Я» от других зарождается самооценка как один из ключевых векторов самопознания.

  • Выработка критического мышления (до 14 лет)

Углубление интереса к себе, формирование собственной системы воззрений обнаруживаются в обострении противопоставления себя окружающим, переосмыслении внушенных ранее мнений и ценностей. Постигая свой характер и оценивая свои возможности, юноша стремится к выработке собственных установок и задач.

  • Осознание личностного багажа (до 20 лет)

План развернутого ответа на тему «Самопознание и развитие личности»

1. Понятие личности.

2. Что такое самопознание?

3. Элементы самопознания:

а) самосознание;

б) самооценка;

в) самоконтроль;

г) самопринятие.

4. Типы самопознания:

а) самонаблюдение;

б) самоанализ;

в) сравнение с другими;

г) моделирование личности.

5. «Я-концепция» как теория самого себя:

а) реальное Я;

б) идеальное Я;

в) зеркальное Я.

6. Структура «Я-концепции»:

а) Я;

б) сверх-Я;

в) оно.

7. Роль самопознания в жизни человека.

Структура самосознания

Традиционным принято рассмотрение самосознания как вершины человеческой психики, состоящей из трех тесно связанных компонентов:

  1. Самопознание.
  2. Самоконтроль (или саморегуляция).
  3. Самосовершенствование.

Самопознание, в свою очередь, формируется самонаблюдением и самооценкой. Причем именно в самооценке, как одном из важнейших личностных образований лучше всего прослеживается временнáя динамика развития самосознания. Это связано с тем, что при формировании самосознания эмоционально-ценностное отношение человека к самому себе достигает максимальной интенсивности и глубины. Многообразие чувств и эмоциональных состояний, которые были пережиты личностью в разное время в различных жизненных ситуациях, не только образует особый эмоциональный «фонд» самосознания, но и закладывает основы самооценки, преобразует ее. При этом именно самооценка направляет и предопределяет весь процесс саморегуляции, результат которого соотносится с устойчивостью и динамикой самооценки.

При рассмотрении других точек зрения на структуру самосознания, необходимо отдельно представить мнение одного из последователей школы Д. Н. Узнадзе – А. А. Налчаджяна, который предложил использовать при описании самосознания следующую обобщенную схему:

Структура самосознания

Рисунок 1. Структура самосознания личности (по А. А. Налчаджяну). Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Таким образом, структура самосознания центрирована вокруг «Я», которое посредством устойчивых структур Я-концепции координирует познавательные процессы, регулируя их и направляя на познание себя и окружающего мира. Проявление активности самосознания связано и с ситуативными Я-образами, которые «окружают» центральное «Я» и его Я-концепцию.

Читайте также:  Аюрведа. Питание по дошам: как достичь баланса?

Кроме того, в собственно самосознании, то есть в Я-концепции, возможно выделение нескольких разновидностей формирующих ее элементов: элементы самосознания, относящиеся к схеме тела личности; элементы настоящего (реального) «Я»; элементы идеального «Я» и др.

Итак, на основании вышесказанного можно сделать вывод, что структура самосознания не способна функционировать без трех важнейших образований: образа себя, самооценки и самоотношения. С вопросом о структуре самосознания тесно связано рассмотрение его важнейших функций.

Когда появляется самосознание?

Льюис и Брукс-Ган (1979) провели несколько интересных исследований на тему развития самосознания. Исследователи прикрепляли красную точку к носу младенца, а затем подносили его к зеркалу. Если дети узнавали себя в зеркале, тянулись к собственному носу, а не к отражению в зеркале, исследователи считали, что у них, по крайней мере, в некоторой степени развито самосознание. Льюис и Брукс-Ган обнаружили, что практически все дети младше года тянулись к отражению, около 25% младенцев в возрасте от 15 до 18 месяцев и около 70% малышей возрасте 21-24 месяцев тянулись к собственному носу. Важно отметить, что исследование Льюиса и Брукс-Гана только визуально указывает на наличие самосознания у младенцев; на самом деле дети могут обладать и другими формами самосознания даже на столь раннем этапе своей жизни. Исследователи Льюис, Салливан, Стангер, и Вайс (1989) предполагают, что о наличии самосознания может говорить выражение эмоций, а также способность думать о себе по отношению к другим людям.

Каков путь к самопознанию?

Хотя мы склонны думать, что хорошо знаем себя, это не всегда так. Познать себя — непростая задача. Это может занять у вас годы, и вы, возможно, никогда не добьетесь успеха в своей жизни. Ваш опыт меняет вас. Вы не тот человек, которым были несколько лет назад, и вы, вероятно, не будете тем же человеком, каким вы являетесь сейчас в будущем.

Мы находимся в постоянном состоянии изменений и претерпеваем бесчисленные изменения с точки зрения того, как мы думаем, действуем и понимаем наше собственное существование.

Таким образом, первое, что вам нужно сделать, это быть честным с самим собой. Для этого вы должны избегать ловушек самообмана и всех защитных механизмов, которые вы можете использовать, особенно неосознанно. Цель — научиться глубоко анализировать себя.

Я-концепция

В процессе взаимодействия с окружающим миром человек выделяет себя среди других людей, чувствует себя объектом своих физических и психических процессов, выступает для себя самого как «Я», которое противодействует другим и вместе с тем неразрывно с ними связанно.

Образ «Я», «Я-концепция» – это сравнительно устойчивая, не всегда осознаваемая, неповторимая совокупность представлений человека о самом себе, на основании которой он основывает взаимоотношения с другими. «Я-концепция» формируется под воздействием:

  • прошлого опыта;
  • успехов и неудач;
  • отношения к человеку других людей, особенно в детские годы;
  • собственной внешности.

Самоидентификация

Атрибутируя себе ментальное состояние, я опознаю его в качестве своего, и моя самоатрибуция частично заключается в референции к самому себе. Данная ссылка рефлексивна, потому что я думаю о себе как о себе, а не как, например, о Б.Д. или человеке самого маленького роста в комнате. Нозик [Nozick 1981] подчеркивает значение такой способности отсылать к самому себе: «Быть Я, быть самостью означает обладать способностью рефлексивной самореференции». В связи с этим возникает вопрос: каким образом я узнаю самого себя и отделяю себя от других?

Читайте также:  Тантра, мантра, три столпа: что такое тантра и чего делать нельзя

Рассмотрим следующую ситуацию: увидев покрасневшее лицо на пленке, я могу задуматься, мое ли это лицо или лицо моего близнеца, и потому могу сказать: «Кто-то смущен, но я ли это?». Эванс [Evans 1982] утверждает, что в случае некоторых самоатрибуций такой вопрос не может возникать. Используя термин Шумейкера [Shoemaker 1968], упомянутый выше (в разделе 2.4), он описывает самоатрибуции соответствующего типа как «обладающие иммунитетом к ошибочной идентификации».

Ни одно из нижеследующих высказываний не будет иметь смысла, если его первая часть выражает знание, полученное правильным образом: «Чьи-то ноги скрещены, но мои ли это ноги?»; «Кому-то жарко, но мне ли?»; «Кого-то толкнули, но не я ли тот, кого толкнули?». [Evans 1982, 220–221]

Другие исследователи отрицают непосредственность самоидентификации, утверждая, что она возникает в результате описания. К примеру, Ровейн возражает на это, что при самоотнесении (self-reference) то, каким образом некто мыслит о самом себе, может быть представлено в качестве «последовательности примеров психологически связанных интенциональных эпизодов, к которой данный [текущий интенциональный эпизод] принадлежит» [Rovane 1993, 86]. В то время как Ровейн видит в интенциональных состояниях своего рода якоря для самоотнесения, Хауэлл [Howell 2006] предлагает альтернативное описание, в котором Я идентифицируется через осознание изменяющегося восприятия.

Сторонники описательных подходов утверждают, что они могут дать объяснение тому факту, что на самом деле мы не совершаем ошибок при определении того, кому жарко. К примеру, согласно Ровейну, не удивительно, что мы надежным образом идентифицируем себя, если учесть, что понимание самих себя и нашего места в мире необходимо для подлинной деятельности (мы вернемся к данному вопросу ниже, в подразделе 3.4). Тем не менее имеется серьезное эпистемическое разногласие между теми, кто, как Эванс, утверждает, что самоотнесение «не зависит от идентификации», и теми, кто настаивает, что мы отсылаем к самим себе посредством описаний. Согласно первым, в действительности нет места для ошибки в отношении того, кому жарко, тогда как вторые скажут, что такие ошибки возможны, но мы с легкостью их избегаем.

В частности, оба подхода — и «непосредственной референции», и описательный — обращают внимание на рефлексивность референции от первого лица. (Для описательных подходов она заключается в том факте, что «это» отсылает к той самой мысли, частью которой оно является.) Таким образом, они соответствуют широко распространенному убеждению, что самоотнесение в модусе первого лица по существу является индексикальным (см. [Castaneda 1966; Perry 1979; Lewis 1979]. Спор между Эвансом и Ровейном, таким образом, является, в свою очередь, разногласием в отношении того, отсылает ли индексикальный термин «Я» к Я напрямую, как полагает Эванс, или, напротив, посредством имплицитного индексикала другого типа, как, например, «это» или «здесь». В целом эпистемология самоидентификации определяется тем, какой тип индексикалов рассматривается в качестве основного для самореференции.

Заключительный вопрос связан с отношением между самопознанием и осознанием других личностей. Согласно главной общепринятой концепции данного отношения, сначала субъект осознает у себя наличие психологических свойств и затем по аналогии заключает, что у других существ они также имеются (это — «аргумент от аналогии» о существовании других сознаний, сформулированный Дж. Ст. Миллем [Mill 1867]). Некоторые современные философы оспаривают этот традиционный подход, отстаивая точку зрения, согласно которой самосознание логически зависимо от когнитивного восприятия других личностей. Вот что думает об этом, к примеру, Бермудез:

Осознание субъектом того, что он отделен от окружающей среды, будучи психологическим субъектом, определяется его способностью отождествлять себя с психологическим субъектом в рамках контрастного пространства других психологических субъектов. [Bermudez 1998, 274]

Читайте также:  Cердечная чакра: за какие органы она отвечает и как открыть её?

Обратная связь “360-градусов”

Обратная связь «360 градусов» — формальный процесс оценки навыков и поведения с помощью различных источников — ваших коллег, начальства, подчиненных, поставщиков и клиентов. Для получения детальной картины целесообразно привлечь респондентов вне работы, например друзей и родственников. За счет огромного количества разносторонней информации этот метод может стать самым конструктивным инструментом лидерского развития.С его помощью легко определить области, в которых, по мнению окружающих, у вас больше всего преимуществ, а также слабые стороны.

Вот вопросы которые стоит задавать людям:

  • Какими преимуществами я обладаю, на ваш взгляд?
  • Какими из них, на ваш взгляд, я пользуюсь максимально эффективно? (По возможностиприведите в пример конкретные ситуации.)
  • Какие свои ключевые таланты я мог бы использовать активнее?
  • Есть ли у меня какие-либо серьезные слабости, которые угрожают производительности?(По возможности назовите их.) Как, по-вашему, я могу это исправить?
  • Как я мог бы, на ваш взгляд, с максимальной пользой применить свои таланты?
  • Не слишком ли я активно или неподходящим образом проявляю некоторые способности,так, что оказываю негативное воздействие? Что бы вы могли мне посоветовать в связи с этим?

Третий этап самопознания

Он научит вас находиться «здесь и сейчас». Вот как описал Ошо в своей книге «Осознанность» о практике нахождения « здесь и сейчас»:

«Единственное, чему нужно научиться, — это наблюдение. Наблюдай! Наблюдай каждое действие, которое совершаешь. Наблюдай каждую мысль, проходящую в уме. Наблюдай каждое желание, охватывающее тебя. Наблюдай даже незначительные жесты — как ты ходишь, говоришь, ешь, принимаешь ванну. Продолжай наблюдать, во всем, везде. Пусть все становится возможностью наблюдать.

Не ешь механически, не продолжай просто набивать себя пищей — будь очень наблюдательным. Жуй тщательно и наблюдательно… и ты удивишься тому, сколько упускал до сих пор, потому что каждый кусок будет приносить огромное удовлетворение. Если ты ешь наблюдательно, еда станет вкуснее. Даже обычная еда станет самой вкусной, если ты наблюдателен; а если ты не наблюдателен, ты можешь есть самую вкусную еду, но в ней не будет вкуса, потому что нет никого, кто мог бы наблюдать. Ты просто продолжаешь набивать себя пищей. Ешь медленно, наблюдательно; каждый кусок нужно прожевать, почувствовать. Вдыхай запах, ощущай прикосновение, чувствуй порыв ветра и солнечные лучи. Смотри на луну, и стань просто безмолвным водоемом наблюдательности, и луна будет отражаться в тебе в безмерной красоте.

Двигайся по жизни, оставаясь полностью наблюдательным. Снова и снова ты забудешь. Не становись из-за этого несчастным; это естественно. Миллионы жизней ты никогда не пытался наблюдать, и это так просто и естественно, что ты продолжаешь забывать снова и снова. Но в то же мгновение, как вспоминаешь, наблюдай снова.

Помни одно: когда вспоминаешь, что забыл наблюдать, не сожалей, не раскаивайся; иначе ты потеряешь время даром. Не чувствуй себя несчастным: «Я снова упустил». Не начинай чувствовать: «Я грешник». Не начинай себя осуждать, потому что это сущая потеря времени. Никогда не раскаивайся в прошлом! Живи в этом мгновении. Если ты забыл, ну и что? Это естественно — это стало привычкой, а привычки умирают с трудом. И это не просто привычка, усвоенная за одну жизнь; эти привычки устанавливались миллионы жизней. Поэтому, если ты можешь оставаться наблюдательным хотя бы несколько мгновений, будь благодарен. Даже эти несколько мгновений — больше, чем можно ожидать. Он наблюдает. Он ясен».

Умдобро: здоровое тело - залог долголетия