Первые ступени на пути к совершенству – Яма и Нияма в йоге

Что вам первое приходит в голову, когда вы слышите слово йога?

Аннотация к книге «Ямы и ниямы в йоге. Принципы духовной жизни»

Мудрец Патанджали утвердил йогу как дисциплину восьми практик, или аштанга йогу. Аштанга йога состоит из трех основных групп. Первые две практики — яма и нияма. Вместе они создают моральную основу поведения практикующего. Ямы (ограничения) и ниямы (обеты) развивают этическое поведение для достижения духовных целей. Вторая группа состоит из внешних практик, которые включают асаны, пранаямы и пратьяхару. Эта группа известна как хатха-йога. Данные практики сосредоточены преимущественно на физических дисциплинах. Они укрепляют тело, усиливают жизненную энергию и успокаивают ум. Третья группа известна как раджа-йога, которая состоит из внутренних практик дхараны, дхьяны и самадхи. Практика раджа-йоги — это практика ментального сосредоточения, которое необходимо для достижения состояния сверхсознания, или самадхи. Те, кто намерен идти по пути духовного просветления, должны сначала очистить тело, ум и сердце, места обитания издание.

ⓘ Яма (йога)

Яма — этические ограничения или универсальные моральные заповеди в индуизме и йоге. Яма — первая ступень йоги, описанная в Йога-сутрах Патанджали, Сиддха-сиддханта паддхати и других текстах.

Согласно Йога-сутр Патанджали «яма» включает пять основных принципов:

  • сатья — правдивость;
  • астея — неприсвоение чужого неворовство;
  • ахимса — ненасилие в том числе вегетарианство;
  • брахмачарья — воздержание; контроль похоти и сохранение целомудрия до вступления в брак; внутренняя собранность, нераспущенность;
  • апариграха — нестяжательство неприятие даров, ненакопительство, непривязанность.

Во многих других писаниях упоминаются десять принципов Ямы:

  • астея
  • брахмачарья
  • дайя — сострадание;
  • дхрити — стойкость;
  • кшама — милосердие, прощение, терпение;
  • арджава — честность, прямодушие;
  • сатья
  • митахара — умеренный аппетит;
  • шауча — чистота.
  • ахимса

При традиционном обучении йоге ямы дает гуру, в зависимости от ситуаций и особенностей развития ученика.

Основы первой ступени

Изучая разнообразную информацию, далеко не всем удается разобрать в том, что такоеЯма. Но со временем полученные знания обретают смысл, и ступень помогает получить первые положительные результаты.

В традиционном понимании под Ямой представляют божество царства мертвых, встречающее души умерших людей в своем царстве и провожающее в заранее подготовленные места.

И именно этот бог является символом справедливости и обозначает контроль над действиями в отношении внешнего и внутреннего мира человека. Под Ямой йога подразумевает соблюдение ряда предостережений, позволяющих избежать неправильных действий и помогающих прожить долгую и счастливую жизнь.

Данные правила представлены аналогами смертных грехов, перечисленных в Библии, и заключаются в следующем:

Основы первой ступени
  1. Ахимса. Подразумевает абсолютный отказ от причинения вреда любым живым существам. Убийства, жестокость, насилие полностью исключены. Необходимо понимать –все живое создает не человек, и потому он не имеет права причинять вред и отбирать жизнь у другого живого существа.
  2. Брахмачарья. Призывает к умеренности воздержанности в отношении всех проявлений жизни, особенно сексуальных.
  3. Астея. Правило, запрещающее присвоение чужого и воровство. Украденная вещь хранит энергию другого человека, и ее придется восполнить. Вор просто будет обязан отдать гораздо больше, чем взял.
  4. Сатья. Необходимость придерживаться искренности по отношению к окружающим и непосредственно к себе. Ложь способна породить другую реальность, которая будет приводить к постоянным ошибкам и самообману.
  5. Апариграха. Отказ от принятия даров и абсолютный запрет на обладание. Желание обладать отнимает массу энергии и сил, которые можно потратить на себя и близких.
Читайте также:  Вечерняя йога: семь асан, которые помогут крепко уснуть

Нет ничего сложного или невозможного в соблюдении перечисленных правил. Многим они кажутся понятными и простыми, не требующими особых усилий.

Но подчинив свою жизнь представленным ямам, любой человек способен круто изменить свою жизнь. И заметить, насколько отличается она от жизни прежней. А затем можно смело приступать к освоению следующих ступеней.

Первая яма: Ахимса

Первое правило ямы популяризовал Махатма Ганди. Это ахимса– ненасилие, непричинение вреда. Отрицательная приставка (ибо это можно перевести и как “благожелательность”) объясняется тем, что как только из сердца изгоняется склонность притеснять других или так или иначе обижать их (в том числе и стремясь к личной выгоде за их счёт), то как естественное качество сердца сама собой открывается благожелательность.

Желание как-либо обидеть другое живое существо – даже нанести вред окружающей среде, ибо она тоже в той или иной степени жива и сознательна, – отчуждает нас от реальности души и укрепляет иллюзию эго.

Всё, что отделяет нас в сознании от безграничности всей жизни, равнозначно отрицанию того единства, к которому мы должны стремиться в медитации.

Во всех установках ямы и ниямы важны не наши внешние дела, а внутренниеустановки сердца. Скажем, невозможно жить в этом мире относительностей, совсем не причиняя вреда. Какой-то вред неизбежно причиняется самой нашей жизнью. Каждый наш вдох и выдох убивает мириады бактерий. Каждый автомобильный выхлоп непредумышленно приносит смерть бесчисленным насекомым. Выходя на улицу, едва ли можно не раздавить нескольких муравьёв. Сама Природа утверждает сохранение одной жизни за счёт другой. Даже плоды, которые мы едим, являются формами жизни. Само естество тигра велит ему убивать: так можно ли его способ поддержания жизни назвать греховным? Убийство является грехом для человека и, прежде всего, потому, что лишение жизни другого человека опускает нас на нашем уровне эволюции. Убийство есть противоположность утверждению жизни, это утверждение смерти. Иначе говоря, с боле широкой точки зрения, смерть неизбежно приходит к каждому из нас. Поэтому сама по себе она не может быть злом.

Бывают ситуации, говорит Бхагавадгита, когда необходимо причинить меньшей вред, чтобы предотвратить больший, и уклонение от подобного долга само по себе является актом насилия. Так, иногда необходимо сражаться – например, в оборонительной войне. Опять же, согласно закону кармы, более развитые виды должны быть защищены от менее развитых, даже если защита предполагает убийство. В случае справедливой войны защита требуется не высшим видам от низших, а высшей целиот низших мотивов – невинным людям, например, от желания агрессора уничтожать.

Читайте также:  Как начать заниматься йогой дома с нуля (видео уроки для новичков)?

В любом случае, важное правило ахимсы, исключающее обусловленную относительностью неуверенность, состоит в том, чтобы духовный искатель постоянно придерживался установкина непричинение вреда.

Если мы не желаем зла ни одной живой твари, даже если необходимо убить её, нас наполняет сознание спокойного принятия других и жизни, независимо от того, как поступают с нами самими. При этом, с приходом благожелательности, которая появляется вместе с принятием, мы встречаем и соответственное отношение к себе со стороны других. Когда мы совершенствуем качество ненасилия, в нашем присутствии прекращается враждебность.

Для медитации ненасилие имеет и ещё одну полезную сторону. Желание навредить создаёт у нас внутреннее напряжение, конфликтующее с умиротворённостью, которую мы стремимся развить в медитации.

Нияма – предписания духовного пути

1-2. Внутренняя и внешняя чистота – чистота сознания и тела. Также чистота окружения. Очень наивно говорить о совершенстве, о смысле жизни, о святости в храме с грязными полами. Чистота создает радостное умонастроение. Отсутствие чистоты всегда приводит к ссорам, конфликтам и раздраженному уму, который может легко выйти из себя.

3. Воспевание святых имён Господа – воспевание маха-мантры самое благотворное и важное занятие на духовном пути и описать могущество её очень трудно, ведь маха-мантра очень могущественна.

Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе ХареХаре Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе

«В век Кали нет другого пути, нет другого пути, нет другого пути к постижению себя, кроме повторения святого имени, повторения святого имени, повторения святого имени Господа Хари».Чайтанья-Чаритимрита. Ади-лила. 17 глава. 21 стих

“Результаты тысячелетних аскез, с преданностью совершаемых в Сатья-югу, в Кали-югу с лёгкостью можно обрести благодаря повторению имён Шри Говинды.”Вишну-рахасья

4. Аскетизм – совершение аскез с целью накопления энергии тапаса, которая помогает на духовном пути.

5. Жертвенность – способность отказываться от собственной выгоды и удовольствий, ради духовного пути и блага других людей. Самоотречение.

6. Вера – непоколебимая вера в Абсолютную истину и следование к ней.

7. Гостеприимство – свобода от эгоизма, способность оказывать должное почтение другим, встречая каждого гостя или встреченного человека очень искренне и радостно. Человек, который следует этому принципу не имеет врагов.

8. Поклонение Господу – процесс бхакти-йоги.

9. Посещение святых мест – святые места дают внутреннюю силу, очищают человека. Они дают возможность для духовных реализаций. Посещение таких мест может изменить судьбу человека в лучшую сторону.

10-11. Действия и желания только из высших побуждений – высшие побуждение это: исполнение своего долга, забота о других. Служение и следование Абсолютной истине.

12. Служение духовному учителю – только духовный учитель может дать нам духовное знание. И отблагодарить его за эту высочайшую ценность, мы можем только служа ему.

Читайте также:  9 мифов о месячных, которые мешают относиться к ним нормально

Чтобы узнать истину, вручи себя духовному учителю. Вопрошай его смиренно и служи ему. Осознавшие себя души могут дать тебе знание, ибо они узрели истину.

Бхагавад-Гита.

Следуя этим 24 принципам, которые представляют Яма и Нияма, духовный путь открывается перед человеком и становится свободным от препятствий. В конце такого пути, человека ждет успех и высшая награда. Удачи.

Похожее

Принципы чистой жизни: яма-нияма

Ведический образ жизни существует не для праздных развлечений, а прежде всего для служения Божественному и освобождения души от неведения майи (иллюзии).

Первый признак «ведической жизни» – наличие разных социальных ролей и статусов, укладов и периодов жизни, но все они связаны с духовным путем – Санатана Дхармой (божественным Учением, изложенным в Ведах).

Ведический образ жизни предполагает, что мы следуем «праведному способу поведения». Это принципы чистой жизни (Яма-Нияма).

Десять принципов Яма

Ахимса – непричинение вреда всем созданиям не только действиями, но также мыслями и речью.

Сатья – правдивость не только в речах, но также в мыслях и поведении.

Астея – неворовство не только в действии, но в мыслях и желаниях.

Брахмачарья – контроль над всеми чувственными наклонностями, особенно над сексуальным вожделением.

Кшама – прощение недостатков и вины других.

Дхрити – терпение и стойкость во всяких обстоятельствах.

Дайя – сострадание ко всем людям и живым существам.

Арджава – простота, искренность жизни.

Митахара – строгое регулирование питания.

Шауча – очищение тела и ума.

Эти 10 форм самоограничения во внешнем поведении и во внутренних мыслях, чувствах и желаниях очень важны для подготовки тела и ума к практике йоги.

Десять принципов Нияма

Тапас – аскетизм.

Сантоша – удовлетворенность всем полученным при естественном ходе событий.

Астикая – вера в Веды, Гуру и всех просветленных святых и мудрецов.

Дана – пожертвование, дарение.

Ишвара-пуджана – поклонение божеству с преданностью, восхищением и любовью.

Сиддханта-вакья-шравана – систематическое слушание священных писаний.

Хри – чувство стыда и угрызений совести при совершении любого неверного деяния.

Мати – развитие остроты разума.

Джапа – повторение божественного имени.

Хута (хома) – предложение божеству еды, питья и предметов, представляющих ценность для поклоняющегося.

Пратьяхара

Пятая ступень йоги – Пратьяхара.

Это состояние осознанного пребывания в своём внутреннем мире, безусловный контроль ума.

Если вы когда-нибудь были на занятии по йоге, то скорее всего обратили внимание, что инструктор время от времени напоминал вам о необходимости сконцентрироваться на своих ощущениях, а не сравнительно смотреть на соседа. Вот это нахождение в собственных ощущениях и есть Пратьяхара.

Пратьяхара – это способность медитировать в агрессивном внешнем пространстве. Когда вы овладеете Пратьяхарой у вас отпадёт необходимость внешней тишины во время медитации. Вам будет достаточно вашей внутренней тишины.

Умдобро: здоровое тело - залог долголетия